Скрытые мотивы встречи: что может подтолкнуть Путина к переговорам с Зеленским

Имя Владимира Зеленского, украинского президента, в последние месяцы фактически исчезло из лексикона официальных лиц России. Неоднократно звучали заявления, что действующий глава Украины не считается Кремлем легитимным, и любые совместные диалоги с ним — невозможны и даже унизительны для российского лидера. Однако геополитическая ситуация обретает новые напряженные черты, нарастает давление на мировых лидеров со стороны международного сообщества и извне появляется неожиданный фактор — Дональд Трамп.
Экс-президент США настойчиво призывает организовать переговоры Москвы и Киева в трехстороннем формате, чтобы попытаться остановить военное противостояние на выгодных для России условиях. В окружении Путина и среди политологов множатся предположения: готов ли президент России войти в прямой контакт с Зеленским при определенных обстоятельствах? И если да, то зачем и на каких условиях?
Возможен ли компромисс: взгляд Константина Затулина
Константин Затулин, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, высказывал точку зрения, что сам факт возможной встречи лидеров двух стран не только возможен, но и может являться стратегическим компромиссом ради мирных инициатив Трампа. Однако даже сам Затулин отмечает: предложение обсуждать судьбоносные для Украины и России решения напрямую с Зеленским вызывает разногласия среди российских политиков. Острая дискуссия разворачивается вокруг легитимности президента Украины, так как его президентский срок официально завершился в мае 2024 года, а новые выборы не были проведены — формальный повод для резкой критики и несогласия с вероятностью подобных контактов.
«Ставки слишком высоки, чтобы продолжать игнорировать любую возможность встречи», — подчеркивает Затулин в одном из своих выступлений. По его мнению, Кремль может рассмотреть встречу только исходя из интересов российской национальной безопасности и в случае очевидных выгод, которые перевесят политические риски.
Легитимность под вопросом: позиция Сергея Лаврова и рискованные перспективы соглашений
Кардинально новую динамику вносит точка зрения главы МИД России Сергея Лаврова. С окончанием конституционного срока Зеленского спор о его легитимности перешел в открытую фазу. Российские официальные лица подчеркивают: после ухода нынешнего украинского лидера любые договоренности, даже если сказать, что встреча состоится и стороны договорятся, действительно могут оказаться под угрозой. Новое украинское руководство вполне может объявить любые соглашения недействительными — аргументируя это прекращением полномочий Зеленского.
Сергей Лавров не раз подчеркивал, что ситуация с будущее Украины — исключительно внутренний вопрос, который должна решать действующая конституционная система страны. Тем не менее, по мнению министра иностранных дел, это лишь добавляет неопределенности и нервозности в и без того сложную дипломатическую игру.
Сам президент России публично заявил, что оценивает степень легитимности Зеленского скептически, и поэтому любые личные переговоры с ним лишены смысла, кроме одного сценария — формализации капитуляции противника. По мнению российских официальных лиц, только окончательный отказ Украины от сопротивления и фиксация этого акта на встрече могут убедить Путина появиться за столом переговоров с Зеленским.
Сценарии развития событий: есть ли шанс на реальную встречу лидеров
В кулуарах российской власти и среди зарубежных аналитиков продолжаются жаркие споры: станет ли Путин искать прямого диалога с Зеленским, если получит неоспоримые гарантии капитуляции Киева, или Россия пойдет по пути затяжных односторонних решений? Факт остается фактом: Кремль вычитывает каждый дипломатический нюанс, и прямые переговоры на равных условиях с украинским президентом считаются невозможными — разве что в случае достижения однозначной победы России и ухода от любых уступок.
Вызывает сомнение также реализация любых мирных инициатив, если они не созвучны со стратегическими интересами Москвы. Некоторые сторонники силового решения конфликта прямо заявляют, что любые уступки означают риск ослабления позиции России на международной арене, а, следовательно, не могут быть приняты.
Таким образом, развивается крайне опасная, непредсказуемая ситуация: с одной стороны, давление на Кремль растет, и сторонники переговоров призывают не упускать возможности дипломатии. С другой — элиты в России предостерегают, что личная встреча Путина с Зеленским возможна разве что на условиях полной капитуляции Украины. Вся иная повестка остается за рамками политической реальности.
Исторический момент нарастает: каждый день без дипломатии стоит обеим странам всё дороже, а перспектива долгосрочного мира превращается в мрачный мираж. Единственный сценарий, при котором два главных фигуранта — Путин и Зеленский — окажутся за одним столом, в оценках экспертов выглядит как апофеоз политического напряжения, где ставки превышают всё, что случалось прежде на восточноевропейской арене.
Источник: www.gazeta.ru






