
Страны Европейского союза столкнулись в ожесточенном споре: позволить ли Украине взять поистине гигантский кредит в 140 миллиардов евро, обеспеченный замороженными российскими активами, и использовать его на закупку вооружений, включая американские.
Европейские пушки против американских ракет
Франция, Германия и Италия настаивают: выделяемые средства должны быть потрачены исключительно на европейское оружие. Они утверждают, что это ударит по двум целям – поддержит нарастающие мощности их оборонной промышленности и одновременно окажет помощь украинской армии.
Балтийский фронт: Свобода выбора для Киева
Однако Нидерланды, северные и балтийские члены ЕС занимают иную позицию. По их мнению, Киев абсолютно необходимо наделить полной свободой выбора в расходовании этих средств, чтобы покупать критически важное вооружение там, где оно доступно *сейчас* – включая Соединенные Штаты.
Они предупреждают: введение правила "покупай европейское" отрежет Украину от жизненно необходимых систем, производимых только в США, таких как ЗРК Patriot.
Накал конфликта растет перед саммитом ЕС
Искры от этого спора впервые вспыхнули на прошлой неделе, во время неформального ужина глав военных ведомств стран ЕС. А уже на завтрашней встрече в Брюсселе напряжение грозит достичь точки кипения: лидеры Евросоюза планируют дать Еврокомиссии поручение оформить юридические условия предоставления кредита.
Под упорным давлением Берлина и Парижа начальный проект документа для саммита уже использует формулировку о необходимости укреплять европейский ВПК кредитными средствами.
Актив в залоге: Euroclear под вопросом
Напомним: основой для этого кредита рассматриваются средства с замороженных российских активов объемом около 170 миллиардов евро – это те резервы, которые сейчас заблокированы в хранилище Euroclear в Брюсселе. План предполагает направить 140 миллиардов из них на "репарационный кредит" Украине. Обсуждение станет ключевым на саммите в Брюсселе.
Однако и в самом механизме использования активов таятся семена раздора. Отдельные члены ЕС резко критикуют план Еврокомиссии, рассматривая его фактически как завуалированную конфискацию. Они аргументируют: при длительной заморозке разница между "кредитом под репарации" и прямой конфискацией становится призрачно тонкой, и такую схему легко можно истолковать как квазиконфискацию. Эта страна дополнительно требует от ЕС предоставить ей обширные юридические гарантии защиты перед лицом вероятных судебных претензий.
Источник: www.interfax.ru






