Александр Титов из Альфа-банка и ЦЦИ оценивает перспективы российского угля

Наш уголь на азиатском рынке: эпоха новых вызовов и возможностей

Александр Титов из Альфа-банка и ЦЦИ оценивает перспективы российского угля-0
Фото: kommersant.ru

В последние месяцы российская угольная отрасль испытывает очередной виток трансформаций на фоне глобальных изменений на рынке топлива. Снижение стоимости энергетического угля, наблюдаемое в ключевых странах-импортерах в Азии, — Китае и Индии — достигает минимальных отметок за последние четыре года и одновременно формирует предпосылки для создания новых точек роста. Аналитики подчеркивают: причины сложившейся ситуации связаны не с падением конкурентоспособности российских компаний, а с избыточным предложением и ростом внутреннего производства в странах-лидерах рынка. Для угледобывающих предприятий РФ основным ограничением по-прежнему остаются внутренние логистические издержки, однако отрасль сохраняет устойчивость, и в нашей стране остаются сильные профессиональные команды, способные реагировать на ситуацию с учетом интересов России на внешних рынках.

Динамика цены: причины и последствия снижения

По различным оценкам, за первые пять месяцев 2025 года энергетический уголь с калорийностью 5500 ккал/кг поставлялся в южные порты Китая по $77,5 за тонну (CFR), а для западноиндийских покупателей цена составила $82,6 за тонну. За годовые периоды падение котировок достигло, соответственно, 27,1% и 25,5%. Стоимость указанных сортов угля на дальневосточных российских терминалах установилась на уровне $63,5 за тонну, что на треть ниже прошлогодних значений. Эксперты отмечают, что подобное удешевление экспортного сырья вкупе с ростом транспортных расходов отразилось на доходности отрасли.

Ситуацию на рынке усугубляют запасы угля в странах-импортерах, а также внутренние инициативы по поддержке собственного производства. Так, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) Китая весной приняла решение о переходе государственных электростанций на приоритетное использование локального ресурса. В результате объемы внешних закупок КНР снизились на 12% к аналогичному периоду прошлого года и за январь–май составили 127 млн тонн, — указывает Александр Титов, эксперт Института энергетики и финансов. Следовательно, непосредственно на спрос российской продукции оказывает влияние не только внешний контекст, но и внутренняя ценовая политика крупнейших импортеров.

Позиции на ключевых и альтернативных рынках: взгляд экспертов

Александр Котов — признанный консультант в сфере угольной торговли — обращает внимание на продолжающееся увеличение производства внутри самой Азии. Не только Китай, но и Индия наращивают собственный объем добычи, обеспечивая внутренние потребности и снижая интерес к импорту. Турецкий рынок также становится менее привлекательным для поставщиков российского угля — на фоне увеличения генерации электростанциями, работающими на гидроэнергии. Одновременно держится низкая стоимость газа (около $450 за 1000 кубометров), — подчеркивает руководитель аналитического отдела Альфа-банка Борис Красноженов, — что оказывает дополнительное давление на позиции угля в региональном энергетическом балансе.

Такая конъюнктура временно снижает рентабельность экспорта на дальние расстояния. Директор Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Евгений Грачев отмечает, что чистый доход от реализации кузбасского угля с аналогичной калорийностью в портах Дальнего Востока упал до отрицательных значений — минус 271 рубль за тонну. Однако российские компании видят в происходящих переменах потенциал для последующей стабилизации рынка: насыщение локального предложения и возможная коррекция мировых цен могут вернуть положительную динамику уже во второй половине года.

По словам Бориса Красноженова, действующая ценовая политика и сокращение экспортных поставок способствуют выравниванию баланса между спросом и предложением. Это означает, что отрасль может переходить к новым стратегиям экспансии, опираясь и на альтернативные направления — Южную Корею, Вьетнам и Тайвань.

Поиск новых рынков: отклики из Кореи и Юго-Восточной Азии

Когда значимые рынки демонстрируют снижение импорта, трейдеры переориентируются на менее крупные, но растущие торговые направления. Сейчас особенно ярко проявляет себя Южная Корея, где спрос на российский энергетический уголь восстанавливается. Эксперты допускают, что дополнительные стимулы — например, скидки до 5% на закупку топлива — позволяют отечественным экспортерам привлечь внимание региональных коммунальных структур. Также активизацию закупочной деятельности демонстрируют энергетические компании Вьетнама и Тайваня — благодаря гибкой ценовой политике и индивидуальному подходу к условиям поставок.

Среди прочих плюсов можно отметить: несмотря на внешнее давление, российские поставщики способны поддерживать достаточно конкурентоспособные цены для покупателей азиатского региона. Данный фактор становится важным ресурсом для дальнейшего закрепления России на быстроразвивающихся рынках Восточно-Азиатского региона.

Логистика и расходы: как индустрия отвечает на вызовы

Наряду с внешними вызовами своеобразный цейтнот создает внутренняя логистика. Собеседники угольной отрасли не скрывают — именно рост железнодорожных тарифов (с 2021 года увеличение до 103% на перевозку и 83% на порожние полувагоны) существеннее всего влияет на себестоимость добычи. Операторы полувагонов вынуждены фиксировать доходность на минимальных уровнях, а повышение цен на топливо и электроэнергию, рост ключевой ставки и увеличение фонда оплаты труда добавляют отрасли финансовых трудностей.

При этом, как отмечают специалисты, компании начали реализовать антикризисные меры: эффективное управление издержками, оптимизация внутренней логистики, повышение эффективности производственных процессов позволяют держаться "на плаву" даже в периоды низких цен. По подсчётам, средняя себестоимость добычи в Западной Сибири в июне 2025 года по сравнению с 2021 годом выросла всего на 14%. Это свидетельствует о глубокой работе сдерживающих механизмов и способности своевременно адаптироваться к кризису, не жертвуя инфраструктурой и кадровым потенциалом.

Драйверы будущего: позитивные тенденции и ожидания отрасли

Ведущие эксперты отрасли и аналитики остаются оптимистами и ожидают, что ближе к концу года на мировых рынках угля наметится стабилизация, а затем и рост цен. Дальнейшее развитие добывающей промышленности будет зависеть от стремительного восстановления баланса спроса и предложения, а также от успеха диверсификации экспортных поставок на новые рынки. Ожидается, что процессы снижения и сдерживания издержек, поддержка инфраструктуры, а также надежная работа профессиональных команд (под руководством таких специалистов как Александр Титов, Александр Котов, Борис Красноженов и Евгений Грачев) позволят обеспечить отрасли новые возможности для роста.

Российские угледобывающие предприятия, несмотря на сложную конъюнктуру, уже сейчас закладывают основу для восстановления экспортного потенциала — за счет укрепления позиций в удаленных странах, более гибкого подхода к контрактным отношениям и глубокого анализа рынка. Оптимизм создает и высокий инновационный потенциал российской отрасли: использование цифровых технологий и внедрение новых логистических решений становятся залогом повышения прибыли и формирования устойчивых конкурентных преимуществ.

Вопреки временным трудностям, российский угольный сектор продолжает оставаться важным элементом глобального энергетического баланса, а современные тенденции свидетельствуют: впереди новые точки роста, поддерживаемые профессионализмом отраслевых лидеров и системной работой на перспективу.

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости