
В самом центре Москвы, на Балчуге, завершилась эпоха одной из ярких и дискутируемых городских скульптур — «Большой глины № 4». Пространство готовится к приему нового арт-объекта, чей облик пока тщательно скрывают.
Города и их лица: эволюция Москвы
Путешествуя по миру, замечаю, как по-разному преображаются мегаполисы. Центральная Москва последних лет кинематографично приближается к облику скандинавских столиц — Хельсинки, Стокгольма. Здесь мастерски соединяются вековая архитектура с современными решениями, зоны отдыха, парки и искусство становятся неотъемлемой частью улиц.
Болотная набережная: скандинавский дух и «Глина»
Именно уголок Скандинавии я почувствовала на Болотной набережной в 2021 году, когда напротив обновленной ГЭС-2 предстала «Большая глина № 4».
Открыто признаюсь: скульптура искренне покорила меня. Ее абстрактные формы дышали столь гармонично! Серебристая поверхность и матовое сияние идеально дополняли современный минималистичный пейзаж набережной.
Было познавательно наблюдать общественные дебаты, слышать метафоры в адрес объекта и его творца — швейцарского мастера Урса Фишера. К слову, среди его коллекции «Глина» — вовсе не самый провокационный проект.
Художественная идея и московская судьба «Глины»
Я и мои московские друзья легко читали посыл: маэстро увековечил творческий порыв, форму-в-процессе, материал без границ. Осознаю, что идея не очевидна для всех, понимаю тех, кого «Глина» смутила. Труднее принять тех, кто назвал ее «совершенно уродливой», но и их понять можно — восприятие искусства глубоко лично.
Изначально «Большая глина» в Москве гостем была временным. Ей отводилась роль бенефисного экспоната в проекте непрерывной выставки на Болотной набережной, со сменой объектов со временем. Но обстоятельства дипломатии сместили фокус с искусства, и «Глина» прожила в столице целых четыре года.
Теперь, в 2025-м, полемика умерла, москвичи освоились с шедевром, как вдруг его демонтировали ради нового. Облик преемника неизвестен, порождая две группы опасений среди горожан.
Одни боятся, что в центре Москвы появится что-то настолько же абстрактное и вызывающее, как «Глина», другие — что очередной «Князь Владимир» или банальная жанровая скульптура
Пространство для нового: почему абстракция важна?
Я верю: новая работа займет свое место с гармонией. Убеждена, абстрактные формы столице нужны не только на Болотной. Классические монументы — стелы, памятники — повествуют о конкретике: личности, событии, периоде. Их миссия скорее дидактична, чем эстетична, словно отлитые в бронзе страницы учебника.
Правильно продуманная абстракция в городе умиротворяет глаз своей сдержанностью и дает свободу интерпретации, наполняя скульптуры живым движением смыслов. Успешный абстрактный арт-объект способен стать символом города и магнитом для туристов! Достаточно вспомнить «зеркальную фасоль» в Чикаго или парящих Али и Нино в Батуми. Вдохновляющие примеры — в галерее ниже.
1 из 5
Чикаго, США
Один из резонных доводов: «Большая глина № 4», быть может, не удалась именно потому, что столица еще не созрела для подобной смелости.
Но если во всем идти на поводу у общественного мнения, Москва никогда и не будет готова к чему-то новому, непривычному и не всем понятному.
Возможно, Урс Фишер сделал слишком широкий шаг к городу вне шаблонов. Двигаться стоило пошагово. И, даже если абстрактную «Глину» на Болотной набережной сменит традиция, я приму с оптимизмом. Главное — шагнуть к расширению представлений горожан о красоте, заново научить вглядываться, осмысливать, спорить. Ведь назначение искусства — служить пищей для ума и сердца.
Прощание с символом
А вы ценили уникальную «Большую глину № 4», ставшую частью Москвы?
ДаНет
Если вам интересны история и архитектура Москвы, читайте нашу серию статей о необычных домах столицы. Также мы рассказывали о прошлом и настоящем сталинских высоток и публиковали путеводители по городам Золотого кольца.
Источник: msk1.ru






