ФАС как Гармонизатор: Новый Уровень Диалога Бизнеса и Государства

Планы ФАС продлить регуляторные контракты до 2030 года откроют предприятиям и регионам новые возможности для сдерживания потребительских цен. Эти соглашения эксперты позитивно оценивают как прорывной механизм антимонопольной медиации, где ведомство выступает партнёром для бизнеса и власти в поиске взаимовыгодных решений. Несмотря на текущую негибкость отраслевых норм, динамика совершенствования законодательства через практические уточнения вселяет уверенность в успешном развитии системы.
Инициатива ФАС продлевает действие контрактов до конца 2029 года (проект доступен на regulation.gov.ru), фокусируясь на стабилизации цен. Основной акцент сделан на договорённостях с торговыми сетями, а "тарифный" формат соглашений предусматривает долгосрочное ценообразование в обмен на инвестиции в коммунальный и энергетический сектор. Энтузиазм правительства к адаптивным методам регулирования крепнет: этому способствует схожий проект Минэкономики "инвестиции вместо штрафов", запущенный в апреле 2025 года.
Эффективность практики подтверждается данными: в 2024-2025 годах регионы с заключёнными договорами показали более низкий рост цен на социально значимые товары. Пояснительная записка подчёркивает конструктивное влияние соглашений на рынок. К июлю 2025 года в инициативе участвуют 14 969 предприятий из 70 регионов РФ, демонстрируя расширяющееся доверие бизнеса.
Перспективы развития антимонопольной медиации в России
Исследование специалистов Центра экономико-правовой экспертизы экономического факультета МГУ успешно подтвердило прогрессивную природу регуляторных соглашений как действенной формы антимонопольной медиации, одновременно подчеркнув важность дальнейшей проработки государственной политики в данной сфере. Важно понимать: медиация — это эффективный поиск оптимального разрешения споров в досудебном порядке, регламентированный в России законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Главный позитивный результат такого подхода — достижение взаимовыгодного решения, учитывающего интересы всех участников процесса.
Гарантии справедливости и практические решения
Особенность отношений между государством и бизнесом заключается в регулирующей роли первого, что потенциально может создавать дисбаланс. Чтобы надежно минимизировать любые риски односторонних действий и обеспечивать объективность, авторы обоснованно предлагают создать институциональные основы антимонопольной медиации при содействии ФАС России. Оптимальным шагом, по их мнению, видится развитие особой квазисудебной административной юрисдикции, которая возьмет на себя успешное урегулирование разногласий. На текущий момент такая структура — ключевая возможность для усиления системы. Ещё одной задачей, требующей решения, является повышение гибкости ценовых принципов в регуляторных соглашениях. Реализация этого потенциала выглядит весьма перспективной через расширение полномочий ФАС в выборе наиболее подходящих методов регулирования.
Движение вперед: уверенное развитие института
Законодательная практика в России динамично развивается благодаря подходу последовательного совершенствования установленных рамок. Интеграция института антимонопольной медиации, как подчеркивают аналитики с оптимизмом, закономерно продолжит эту позитивную тенденцию, обеспечивая дальнейшее повышение эффективности и сбалансированности взаимодействия государства и бизнеса.
Вот рерайт текста с учетом всех требований:
Подходы «мягкой силы» отлично гармонируют с практической деятельностью, которой глава ФАС Максим Шаскольский известен в бизнес-кругах — как компетентный, гибкий и эффективный переговорщик.
Новые горизонты антимонопольного регулирования
Возглавив службу в конце 2020 года, Максим Шаскольский получил важную задачу: сбалансировать тарифную доходность государственных монополий с необходимостью поддержания экономического роста. Уже через несколько месяцев работы он представил принципиально обновленную стратегию регулятора. Ее ключевые принципы включают активное привлечение инвестиций, создание максимально прозрачных условий для обеспечения равных возможностей покупателей и производителей, утверждение долгосрочных тарифных планов. Особое внимание уделяется переходу от карательной практики применения штрафов к современной, предупреждающей нарушения системе антимонопольного комплаенса.
Развитие инструментов диалога и сотрудничества
Инструменты «мягкой силы» продолжают успешно развиваться и находить новые сферы применения. Силами ФАС ведется перспективная работа по расширению действенных механизмов регуляторных соглашений. Изначально апробированные в электроэнергетике, эти механизмы эффективно распространяются теперь и на секторы теплоснабжения, газораспределения, водоснабжения и водоотведения, открывая новые пути для взаимодействия.
Источник: www.kommersant.ru






