В прошлом сиквелы и приквелы зачастую представляли собой низкобюджетные проекты, с помощью которых студии стремились извлечь максимум из успеха оригинального фильма. Однако с развитием франшиз и кинематографических вселенных, продолжения стали настоящими блокбастерами и важной частью бизнеса. Сейчас от сиквелов ожидают как минимум того же уровня, а порой и большего, чем от первого фильма — и нередко они должны закладывать фундамент для расширенной вселенной.
Тем не менее, не все продолжения соответствуют ожиданиям. Некоторые кажутся снятыми только ради сохранения прав или быстрой прибыли. Бывает, что сиквел вроде бы нравится критикам и фанатам, но проваливается в прокате, перечёркивая перспективу дальнейшего развития.
1. «Джокер: Безумие на двоих» — музыкальный эксперимент, еоторый не взлетел

Продолжение фильма «Джокер» (2019) вызвало бурный интерес, особенно после новости о том, что к Хоакину Фениксу присоединится Леди Гага в роли Харли Квинн, а сам фильм будет музыкальным. Однако результат оказался скорее разочарованием: запутанный, несфокусированный и скучный сюжет перечеркнул амбициозную задумку. Оценка D по версии CinemaScore лишь подчёркивает общее недовольство — такой низкий балл с 2020 года получали лишь немногие фильмы, включая «Морбиуса» и «Мадам Веб».
2. «Мегамозг против Синдиката рока» — возвращение без звёзд и идей
Продолжение «Мегамозга» вышло спустя 14 лет в формате анимационного сериала. Несмотря на былую популярность оригинала, новая версия не только не впечатлила, но и разочаровала фанатов. Основной причиной недовольства стал новый актёрский состав — в отличие от оригинального фильма, где озвучивали Уилл Феррелл, Тина Фей и Бред Питт, в продолжении ни один из них не вернулся. На Rotten Tomatoes проект получил однозначно негативную оценку.
3. «Падшие ангелы: Воины мира» — когда оскароносец в фильме о зомби
Продолжение малобюджетного фэнтези-фильма рассказывает о ветеране, ставшем охотником на демонов. Главную роль неожиданно исполнил Куба Гудинг-младший, обладатель премии «Оскар». Его появление в этом проекте вызвало удивление: персонажа ранее играл Майкл Мэдсен, и вряд ли кто-то ожидал увидеть Гудинга в столь сомнительном продолжении. Это стало ещё одним аргументом в пользу теории о «проклятии Оскара».
4. «Моя прекрасная свадьба» — сиквел, который никто не ждал
Продолжение романтической драмы «Моё прекрасное несчастье» не смогло даже сохранить уровень первой части. Вторая часть рассказывает о пьяной свадьбе главных героев в Лас-Вегасе и медовом месяце в Мексике. Слабый сценарий и ещё более низкие рейтинги на Rotten Tomatoes говорят сами за себя — шансов на третью часть практически нет.
5. «Вуди Вудпекер: в лагере» — сиквел без аудитории
Первые «Вуди Вудпекер» вышли в 2017 году, и публика с трудом заметила его выход. Спустя семь лет продолжение оказалось таким же неприметным. Несмотря на более высокую оценку на Rotten Tomatoes, фильм не вызвал энтузиазма — ни среди детей, ни среди ностальгирующих взрослых.
6. «Мятежная Луна — Часть 2: Воспитатель» — грандиозность без содержания
Продолжение «Мятежной Луны» Зака Снайдера должно было исправить недочёты первой части. Но, несмотря на зрелищную кульминацию, критики и зрители сошлись во мнении: эпопею лучше было бы сократить до одного фильма. Отсутствие монтажа и саморедактуры, за что Снайдера регулярно критикуют, вновь сыграло с ним злую шутку.
7. «Мой шпион: Вечный город» — возвращение, которого не просили
Прошло четыре года, и никто особенно не ждал продолжения «Моего шпиона». Несмотря на талант Дэйва Баутисты, фильм оказался шаблонным шпионским боевиком, лишённым очарования оригинала. Семейный юмор уступил место клише, и сиквел потерял даже ту искру, которая была у первого фильма.
8. «Квартира 7А» — приквел классики, который не дотянул
Приквел «Ребёнка Розмари» получил похвалу за визуальный стиль и игру Джулии Гарнер, но сюжет оказался предсказуемым и заурядным. Снимать приквел к культовому фильму — смелое решение, и в этом случае оно обернулось стандартным хоррором, лишённым глубины оригинала.
9. «Моана 2» — потерянная магия океана
Оригинальная «Моана» — один из шедевров Disney, и без участия Лина-Мануэля Миранды сиквел оказался заметно слабее. Изначально задуманный как сериал, фильм страдает от слабого сюжета и невпечатляющих песен. Он производит впечатление прямого видео-релиза 90-х, и, к сожалению, выглядит недоделанным.
10. «Гадкий я 4» — франшиза на автопилоте
«Гадкий я 4» продолжает традицию нагромождения персонажей и гэгов, забывая об эмоциональном ядре, которое сделало первый фильм таким любимым. Несмотря на кассовый успех, всё больше кажется, что франшиза достигла своего предела.
11. «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.» — ретро, которое не удивляет
Эдди Мерфи возвращается к своему культовому персонажу спустя десятилетия. Фильм лучше третьей части, но не предлагает ничего нового. Это комфортное возвращение, лишённое творческого риска, и в нём больше ностальгии, чем вдохновения.
12. «Охотники за привидениями: Ледяная империя» — холодный приём
Хотя «Жизнь после смерти» вдохнула новую жизнь в франшизу, её продолжение потеряло шарм. В стремлении быть серьёзным, фильм растерял баланс юмора и ужаса, который делал оригинальные «Охотники» столь запоминающимися.
13. «Фуриоза» — отличное кино, но кассовый провал
Этот приквел к «Дороге ярости» заслуживает похвалы: отличные актёрские работы, масштабный экшен, визуальный размах. Но прокат оказался слабым — и теперь под вопросом само будущее вселенной «Безумного Макса». Это разочарование не от качества фильма, а от отсутствия интереса у широкой аудитории.
14. «Годзилла и Конг: Новая империя» — битвы без эмоций
Фильм предлагает грандиозные сражения и впечатляющие визуальные эффекты, но за кадром — банальный сценарий, слабо прописанные персонажи и практически полное отсутствие эмоционального отклика. Даже в блокбастере о гигантских монстрах нужна хоть капля человечности — иначе скука неизбежна.