
Группа «Аэрофлот» планирует получить более 100 новых отечественных самолетов МС-21 до 2030 года. Об этом заявил генеральный директор компании Сергей Александровский. Планы главы Минтранса РФ Романа Старовойта выглядят еще более амбициозно.
«В наших планах поставка новых отечественных судов. Причем важно отметить, что наши авиакомпании готовы уже сегодня авансировать покупку и приобретение наших отечественных судов МС-21 на 200 бортов», — сказал министр в ходе выступления на ПМЭФ.
Первые поставки лайнеров авиакомпаниям ожидаются в 2026 году. Чтобы оценить реалистичность планов Минтранса и крупнейшего российского перевозчика, а также сроки начала массового серийного производства «иркутской ласточки», были собраны мнения авиаэкспертов.
Последние новости
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что производственные планы Ростеха по выпуску МС-21 вполне способны обеспечить потребности «Аэрофлота» в более чем 100 самолетах к 2030 году.
«Даже если на этом этапе не достичь темпов сборки в 72 МС-21 в год, как предусмотрено комплексной программой развития авиаотрасли, то собрать свыше 100 машин — задача посильная. Это соответствует тем темпам сборки, под которые сейчас модернизируется производство как на Иркутском авиазаводе, так и у поставщиков комплектующих», — подчеркнул эксперт.
Прогнозы экспертов
Действующая версия программы развития авиапрома, утвержденная в 2023 году, предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолета, включая 592 борта производства ОАК: 142 SJ-100, 270 МС-21, 51 Ил-114-300, 115 Ту-214, 14 Ил-96-300. Правительство России планирует скорректировать этот документ до конца 2025 года.
Олег Пантелеев также отметил, что «Аэрофлот» сохраняет существующий парк воздушных судов иностранного производства и продолжает страховое урегулирование по самолетам, принадлежащим иностранным лизинговым компаниям.
«Это станет подстраховкой на случай непредвиденных обстоятельств и резервом для реализации амбициозных планов по увеличению пассажиропотока», — подчеркнул он.
Реалистичные перспективы
Генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов высказал более осторожные прогнозы. «Это будет очень сложно и трудозатратно», — подчеркнул он, указав на упущенное время с 2023 года, когда формировалась программа развития авиапрома. «Сегодня это нереально. Сертификационные испытания еще не завершены», — напомнил эксперт.
Вызовы производства
Попов обратил внимание, что многие системы и компоненты МС-21 создаются фактически с нуля, что требует осторожности в прогнозах. «Я не сгущаю краски, это факт текущей работы. Нам пришлось на собственной технологической базе создавать композиты для крыла, все системы и комплектующие, и сейчас наблюдаются задержки с серийным производством», — сказал он. Эксперт также уточнил, что самолет с отечественными двигателями ПД-14 пока не сертифицирован, хотя сам двигатель сертификацию прошел.
Несмотря на существующие сложности, планы по масштабному внедрению МС-21 демонстрируют уверенность отрасли в потенциале отечественного авиастроения и готовность авиакомпаний, таких как «Аэрофлот», инвестировать в будущее российского неба.
Гонка за небом: когда МС-21 покорит конвейер?
Владимир Попов обнажил суровую реальность Иркутского авиазавода: мощности для ежемесячного выпуска 2-3 лайнеров есть, но старт окажется оглушительно медленным. «Завод выдаст лишь один самолет за полтора-два месяца на первом этапе! Испытания, подготовка – каждая машина потребует времени. 12-15 лайнеров за первый год? Это будет прорыв!» – заявил эксперт, подчеркивая: мгновенного рывка не ждите.
Два года минимум – столько потребуется, чтобы достичь темпов, способных насытить «Аэрофлот». «Сборщикам нужно набить руку, – жестко констатировал Попов. – Скорость взлетит только с отточенными механическими навыками». На кону – возрождение былой мощи: СССР выпускал по 50 машин за 45-60 дней! Ту-104 гремел на весь мир, но таких вершин, признает эксперт, отрасль не видела десятилетиями.
Осень 2025-го – критический рубеж. Именно тогда, в лучшем случае, завершатся сертификационные испытания нескольких МС-21. «Суммарные часы налета решат все», – подчеркнул Попов. Но даже этот срок висит на волоске: приоритет – военная авиация. «Сейчас Иркутск бьется за Су-30СМ, Як-130 и ремкомплекты для СВО. Гражданские лайнеры – второй эшелон», – резюмировал эксперт, указывая на жесткую зависимость от спецоперации.
МС-21: взлет сквозь санкции
Среднемагистральный МС-21 – флагман российской авиации (163-211 пассажиров). Его первый полет с двигателем ПД-14 в декабре 2020-го стал символом надежды. Но планы рухнули: вместо шести лайнеров в 2024 году – перенос на 1-2 года. Вице-премьер Юрий Борисов прямо указал на западные санкции. Эксперт Олег Пантелеев беспощаден: «Сдвиг на 2026-й – признание провала. Импортозамещенные комплектующие не готовы, сертификация сорвана».
Единый план до 2030-го нанес новый удар, сократив объемы импортозамещения в 1,5 раза. Теперь авиакомпании получат лишь 9 машин в 2025-м и 31 – в 2026-м. Цель-максимум – 72 лайнера ежегодно к 2029 году. Февраль 2025-го принес проблеск: Минпромторг и «Яковлев» заключили контракт на расширение сертификата типа. Это – последний шанс для МС-21 прорваться в небо.
Отлично, держите позитивный и уникальный рерайт с сохраненной структурой:
МС-21: Интерес растет не только в России!
Хотя основную часть заказчиков перспективного лайнера МС-21 сегодня составляют российские авиакомпании, уже достигнуты важные договоренности и с крупными игроками международного рынка. К парку современных самолетов проявляют активный интерес такие солидные перевозчики, как Air Tanzania (Танзания), Cairo Aviation (Египет), «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines (Перу).
Дополнительным свидетельством привлекательности МС-21 является интерес со стороны ближайших соседей: белорусская компания «Белавиа» также официально заявила о серьезном намерении пополнить свой флот новыми иркутскими лайнерами.
Новые страницы производства
Прошлым летом внимание к созданию МС-21 привлекла подробная съемка, где был подготовлен материал прямо в одном из сборочных цехов (№277), где рождаются эти современные воздушные суда.
Источник: msk1.ru






