Роскосмос и Госдума создают возможности для бизнеса в космосе

Новый закон: Зеленый свет космической рекламе от Госдумы

Роскосмос и Госдума создают возможности для бизнеса в космосе-0
Фото: kommersant.ru

17 сентября Госдума одобрила исторический закон, дающий «Роскосмосу» право размещать рекламу на ракетах, спутниках и других объектах космической инфраструктуры. Хотя практика размещения логотипов на орбитальных станциях и ракетах существовала в 90-х и 2000-х, с запуском МКС ее приостановили. Новый механизм откроет для госкорпорации поток внебюджетных средств на укрепление научного потенциала и производственных мощностей.

Механизм действия и перспективы доходов

Документ, разрешающий «Роскосмосу» самостоятельно заключать рекламные контракты для своей техники и объектов, прошел второе и окончательное чтение одновременно. Реклама сможет украшать ракеты-носители, спутники, прочие аппараты и даже элементы космодромов. Правительство займется утверждением прозрачной схемы расчетов платежей и их размеров. Идея закона, предложенного группой парламентариев и сенаторов, получила первое одобрение еще в марте 2024-го. Один из авторов, Денис Кравченко, подчеркивал: выручка направится на научные разработки и модернизацию отрасли.

Предварительные переговоры «Роскосмоса» с потенциальными клиентами уже идут! По прогнозам корпорации, доход только от рекламы на технике достигнет 200 млн рублей в год, плюс до 5 млн рублей — с инфраструктурных объектов. Для гарантии честной конкуренции ко второму чтению добавили поправки о прозрачных тендерах. Закон вступит в силу с 1 января 2026 года.

Исторический опыт: От West до Pizza Hut и Pepsi

"Монетизация космоса" – не новая идея! Первый яркий прецедент случился в октябре 1992 года: ракета «Протон-К» поднялась с логотипом марки сигарет West, принеся Центру имени Хруничева $70 тыс. В 1996 году Pepsi устроила шоу на станции «Мир» — космонавт Сергей Залетин позировал в невесомости с гигантской бутафорской банкой. На скафандрах экипажей тогда же красовались нашивки спонсоров, включая Сбербанк и RadioShack, а логотип IT-компании R&K украсил ракету «Союз» в 1999-м.

Но абсолютным рекордсменом стал контракт Pizza Hut с Центром Хруничева в 2001-м. Пиццерия инвестировала $1 млн в звание первой, доставившей продукт в космос. Космонавт Юрий Усачев с аппетитом пробовал "космическую" пиццу на «Мире» перед камерами! А в 2002-м логотип Pizza Hut и изображения ингредиентов длиной 9 метров развернулись на борту ракеты «Протон».

МКС и возвращение к идее

Запуск МКС в 1998-м изменил правила: для сохранения научного статуса и нейтралитета «Роскосмос» и NASA согласились запретить прямую рекламу на технике, снаряжении и самой станции. Однако теперь ситуация кардинально меняется – потенциал космического маркетинга снова признан.

Мировой контекст: От Taco Bell до Tesla

Опыт зарубежных коллег тоже вдохновляет! Компания Taco Bell в начале 2000-х пообещала бесплатные тако всей Америке, если обломки зонда Mars Polar Lander попадут в огромную океанскую мишень. В 2018-м Илон Маск совершил гениальный ход: запуск электрокара Tesla Roadster на ракете SpaceX Falcon Heavy (стоимостью ~$90 млн) стал одновременно тестом и глобальным рекламным триумфом Tesla.

Амбициозные стартапы, как российский StartRocket, предлагали орбитальные светодиодные рекламные билборды. Хотя общественность критиковала эти идеи за "засорение неба", а проекты пока не реализованы, сама возможность демонстрирует неослабевающий интерес к космосу как к уникальному медиа. Новая эра монетизации стартует!

Источник: www.kommersant.ru

Последние новости