
В отечественной индустрии электромобилей происходят важные перемены — компания «Росатом РДС», действуя в рамках стратегического проекта по развитию собственного экологичного транспорта Voyt, решила скорректировать свой путь к созданию одного из ключевых элементов для современной электромобильной платформы. Речь идет о тяговом инверторе — «сердце» силовой установки любого электромобиля, ответственном за преобразование энергии аккумуляторов в управляемую мощность электродвигателя. Корректировка стратегии коснулась схемы сотрудничества с внешними исполнителями: теперь они получат контракт только на первый, экспериментальный этап разработки, который оценивается в 49 млн рублей. Ожидается создание трех прототипов инновационных инверторов, в то время как все работы по серийному производству Росатом возьмёт под собственный контроль. Таким образом, торги на реализацию всего объёма заказа стоимостью 134 млн рублей были отменены — это смелое решение направлено на повышение технологической независимости и укрепление курса на импортозамещение.
Изменение правил игры: новые условия для разработчиков инверторов
АО «Росатом РДС» как дочерняя компания государственной корпорации «Росатом» ранее объявила о старте масштабного тендера на проектирование и запуск в производство отечественного тягового инвертора для перспективного электромобиля Voyt. Первоначальный бюджет торгов составлял внушительные 134 млн рублей, что отражало масштабность стоящих перед компанией задач.
Однако вслед за уточнением целевой стоимости изделия и некоторыми задержками с исходными техническими параметрами, условия закупки были пересмотрены. По официальной информации на госторгах, изменение экономической модели стало одним из главных мотивов обновления целей. При этом подчеркнуто, что такая корректировка не отменяет курса на локализацию и инновационное развитие — напротив, она призвана обеспечить большую гибкость и более высокое качество конечного решения.
В ходе первой попытки проведения тендера многие потенциальные подрядчики выразили недовольство как сжатостью сроков (разработать прототип за месяц, одновременно подготовив техническую документацию), так и установленной калькуляцией стоимости одного изделия, которая составляла 60 тысяч рублей при планируемой партии в 50 000 экземпляров. Для сравнения: на открытом рынке аналогичные комплектующие из Китая стоят от 70 до 150 тысяч рублей, а фирменные решения для электромобилей Tesla и вовсе оцениваются в 300 тысяч.
Один из участников отметил, что столь низкая цена возможно лишь при организации полного цикла отечественного производства, а габариты корпуса, указанные в требованиях, кажутся слишком скромными для схемотехники с мощными силовыми ключами и компонентами. «Росатом РДС» ответил, что основные расчёты соответствуют унифицированному отраслевому стандарту госкорпорации.
В итоге конкурс на начальных условиях был отменён, чтобы найти более оптимальный путь развития проекта.
Новый подход: рационализация инвестиций и акцент на опытные образцы
В октябре 2025 года «Росатом РДС» представил обновленную схему реализации проекта тягового инвертора. Новая концепция сфокусировалась на создании трёх инновационных прототипов для электромобилей Voyt с начальной стоимостью лишь 49 млн рублей. Принципиально важное отличие — теперь в тендере могут участвовать только компании малого и среднего бизнеса, что нацелено не только на расширение горизонтов сотрудничества, но и на развитие национального малого технологического сектора.
Структурно изменилось и техническое задание: если раньше исполнитель поручался провести полный цикл от эскизного проектирования до запуска инвертора «в серию», теперь задача ограничена исключительно разработкой и изготовлением тестовых экземпляров. Подготовка программы и методики испытаний, согласование алгоритмов под компьютерное моделирование — все эти задачи уже не входят в первый этап ОКР, что делает процесс менее бюрократичным и гораздо более гибким.
В приоритете теперь изучение лучших зарубежных и отечественных аналогов, подбор исключительно «санкционно-устойчивых» компонентов, создание полного пакета конструкторской документации и собственно программного обеспечения для прототипов. Главная цель осталась прежней: создать инвертор, который будет не только отвечать жёстким отечественным требованиям по энергоэффективности, но и сможет производиться непосредственно на российских предприятиях без зависимости от иностранных поставок.
Импортозамещение на практике: путь к технологической самостоятельности
Для российской автопромышленности задача импортозамещения компонентов особенно остро стоит именно в сегменте высокотехнологичных электронных систем: инверторы для электромобилей долгое время оставались узким местом, полностью зависящим от зарубежных компаний и конструкторских бюро. Переход к созданию собственной линейки столь сложных устройств, полностью совместимых с российскими стандартами, — это не только шанс избавиться от санкционных и логистических рисков, но и возможность создать конкурентоспособную продукцию на мировом уровне.
По новому техническому заданию Росатом РДС не только поддерживает независимость от иностранных комплектующих, но и развивает новые компетенции отечественных конструкторских коллективов. В инженерных работах особое внимание уделяется изучению актуальных мировых решений, что позволяет внедрить наиболее передовые и эффективные подходы в будущий серийный продукт.
Экспериментальные экземпляры станут базой для дальнейших испытаний, совершенствования электронных схем и программного обеспечения, а также проверки энергетической эффективности и надёжности при работе в российских условиях эксплуатации.
Поддержка малого и среднего бизнеса: новые возможности для российского инжиниринга
Ограничив участие в новом тендере малыми и средними предприятиями, Росатом РДС даёт толчок дальнейшему развитию инновационных и производственных компаний страны. Это уникальный шанс для отечественных команд проявить себя в таком динамично развивающемся сегменте, как электротранспорт, и заявить о себе не только в рамках внутреннего рынка, но и на мировой арене.
Выполнение заказов на экспериментальные образцы для одного из крупнейших госкорпоративных проектов России открывает двери для передачи компетенций, сотрудничества с ведущими научными и производственными центрами и стимулирует создание кооперационной цепочки отечественных поставщиков. Таким образом, формируется крепкий фундамент для масштабного внедрения новых технологий в индустрию, способной стать драйвером роста всей экономики.
Важная особенность обновлённой процедуры — сдвиг временных акцентов. На первый этап разработки выделяется всего один месяц, в течение которого подрядчик обязан не только оформить всю проектную документацию, но и провести закупку необходимых комплектующих, а также собрать и испытать три рабочих прототипа инвертора. Такой «стартовый рывок» подчеркивает заинтересованность «Росатом РДС» в быстрой реализации проектных идей и оперативном получении конкретного результата.
Оптимистичный взгляд в будущее: Voyt как символ отечественного электромобиля
Вектор развития отечественного электротранспорта смещается в сторону технологической независимости и конкурентоспособности. Новая стратегия «Росатом РДС» предлагает рациональное инвестирование, динамичный переход от инновационной инженерии — к реальным, серийно выпускаемым продуктам. Уже первый успешный опыт создания экспериментальных образцов тягового инвертора для Voyt может стать серьёзным шагом на пути к массовому производству российских электромобилей, опирающихся на локализованные решения и собственные инновации.
В долгосрочной перспективе подобный подход даст импульс развитию целого ряда смежных отраслей — от производства электронных компонентов до программных платформ и интеграционных сервисов для электромобилей. Уверенная ставка на научно-технический потенциал и поддержку отечественных инженерных школ гарантирует устойчивость проекта в новых экономических условиях.
Позитивные сдвиги в стратегии «Росатом РДС» уже нашли одобрение у участников отрасли, а сама компания формирует образ современного технологического лидера, нацеленного на долгосрочный результат и укрепление позиций России на рынке инновационного транспорта. Благодаря последовательному продвижению к цели, электромобили Voyt и создание отечественных тяговых инверторов становятся символами отечественного прогресса и уверенности в завтрашнем дне.
Ранее в документации был обозначен старт серийного производства электромобилей на апрель 2027 года, что стало важной вехой для всей российской промышленности и автомобильного рынка.
Курс на самостоятельное развитие
Последние изменения в проекте связаны с детализацией технического задания и перераспределением задач между различными подразделениями группы компаний. Принято решение, что основная часть работ по созданию современных электромобилей будет выполняться силами собственных специалистов и профильных инженерных коллективов. Благодаря этому удалось снизить зависимость от внешних контракторов и существенно оптимизировать бюджет на выполнение проекта.
В компании отмечают: в рамках регулярного анализа производственных процессов и затрат, взрослела идея максимально использовать внутренние ресурсы и уникальные компетенции. В результате, большая часть технологических решений, разработка ключевых электронных компонентов и систем управления электромобилем теперь находится в руках инженеров и ученых из профильного дивизиона. Такой подход отвечает передовой мировой практике и доказал свою эффективность при реализации инновационных проектов.
В предварительных расчетах была обозначена планируемая серийность электромобилей — от 15 тысяч единиц в 2027 году до 130 тысяч в 2032 году. Эксперты подчеркивают, что это лишь ориентировочные показатели, предназначенные для дальнейших технических просчетов и планирования ресурсов, а окончательные коммерческие параметры и объемы производства будут формироваться постепенно по мере успешного выполнения стадийной программы.
Тяговый инвертор нового поколения
В числе ключевых элементов нового электромобиля особое место занимает отечественный тяговый инвертор. Именно он превращает постоянное напряжение аккумулятора в трехфазное переменное напряжение, необходимое для эффективной работы электродвигателя. Система обеспечивает широкие возможности управления различными рабочими режимами, регулирует частоту оборотов и момент двигателя, а также реализует рекуперацию — возврат энергии во время торможения автомобиля.
В техническом задании подробно описаны основные характеристики устройства. Разрабатываемый инвертор предназначен для надежного управления синхронными электродвигателями с постоянными магнитами, обеспечивая номинальную мощность до 85 кВт и максимальную быстроходность до 160 кВт в пиковых режимах. Для надежной эксплуатации предусмотрена высокоточная защита от перегрева: система отслеживает температуру статорных обмоток с помощью двух датчиков.
Устройство отличается компактными размерами — всего 400 x 330 x 150 мм при массе в 10 кг. Для эффективного охлаждения применяется современный водно-гликолевой раствор, что существенно увеличивает срок службы и надежность инвертора. Рабочее напряжение системы — от 250 до 450 В (номинал 350 В), при максимально допустимых 500 В. Корпус прибора защищен по стандарту IP67 — то есть пыле- и влагозащищен и рассчитан на эксплуатацию в самых разных климатических условиях. Передача команд и обмен данными происходит по современной цифровой шине CAN 2.0b.
Важнейшее направление — безопасность. Инвертор автоматически выполняет активное короткое замыкание обмоток двигателя, подавляет возможные колебания в трансмиссии, обеспечивает разрядку высоковольтных конденсаторов как в активном, так и в пассивном режиме. Предусмотрена многоуровневая комплексная защита от перегрузок по току, напряжению и температуре электронных компонентов. При этом точность поддержания заданного момента вращения составляет не более ±5% в основном диапазоне скоростей, что отвечает высоким требованиям современной электромобильной техники.
Успешная локализация всех этих разработок в России позволит минимизировать влияние внешних факторов и будет способствовать технологической независимости отрасли. Хотя точная доля локализации пока не раскрывается, основная задача — максимально использовать российскую инженерную школу и производственные возможности.
Семейство современных электромобилей Voyt
Новая марка Voyt обещает стать платформой для выпуска целого ряда электромобилей различных классов — от компактных городских хэтчбеков и седанов до универсальных микроавтобусов и стильных кроссоверов для активной жизни.
Проект построен на прогрессивной локальной электроархитектуре, специально разработанной для сегментов B и B+ с активным использованием полимерных композитных материалов. Такую платформу отличают легкость, прочность и долговечность, что в будущем должно сказаться на лучших эксплуатационных характеристиках и сниженной себестоимости продукции.
Уникальная архитектура плятформы позволяет при сравнительно невысоких производственных объемах — от 2 до 10 тысяч автомобилей в год — выпускать легкие и доступные электромобили, себестоимость которых будет конкурентоспособна даже с популярными моделями традиционных авто на рынке. Клиентам будут доступны автомобили российских моделей разных классов и целей: от повседневного городского транспорта до вместительных семейных машин.
В реализации амбициозного проекта принимают участие ведущие предприятия, специализирующиеся на производстве батарей, электроприводов, электронной управляющей аппаратуры и композитных комплектующих. Львиная доля компонентов, свыше 60%, будет изготавливаться внутри отраслевых производств, а по остальным позициям ставка делается на российских партнеров. Такой подход обеспечивает более 90% локализации, что особенно важно в современных условиях, когда инновационные решения должны базироваться на отечественной промышленной и инженерной базе.
Практически каждый шаг разработки и производства новых электромобилей строится с прицелом на максимальную экологичность, энергоэффективность и адаптацию к различным условиям эксплуатации по всей стране. Благодаря тесной кооперации предприятий, уже сейчас прототипы электромобилей демонстрируют впечатляющие технические и эксплуатационные характеристики.
Планы на будущее и уверенность в успехе
Промышленные и инновационные коллективы придерживаются стратегии поступательного развития: активное внедрение новых технологий, наращивание собственной компетенции и жесткий контроль качества. Уже в ближайшие годы на рынок поступят первые образцы автомобилей Voyt, открывая перед российскими потребителями новые возможности персональной мобильности на электротяге.
Кроме надежности самих транспортных средств отдельное внимание уделяется вопросам сервисной поддержки, наличию оригинальных запасных частей, а также удобству эксплуатации электронных платформ будущих электромобилей. В целом, подход строится на принципе «ближе к покупателю» — современный дизайн, новые материалы и высокая степень автоматизации станут визитной карточкой автомобилей Voyt.
Ожидается, что успешная реализация программы позволит не только технологически перевооружить автопром России, но и обеспечить наличие конкурентных электромобилей для конечного потребителя, с акцентом на прагматичную стоимость владения и легкость обслуживания.
Экологичное и независимое завтра
Вектор развития отечественного электромобилестроения — это не только технологический скачок, но и уверенный взгляд в будущее: снижение углеродного следа, улучшение городской среды, развитие экологически дружественных видов транспорта. Каждый внедренный проект подобного масштаба дает импульс развитию инженерного потенциала, создает новые рабочие места и расширяет возможности для талантливых специалистов страны.
Поступательное движение вперед, ставка на самостоятельность и высочайшее качество продукции — вот основа, на которой строится оптимистичный взгляд в будущее российского рынка электромобилей и всей транспортной отрасли. Уже сегодня можно с уверенностью сказать: новые российские электромобили — это прорыв, на который долго ждали!
«Росатом» сделал важный шаг на пути к развитию экологически чистого транспорта, представив инновационную универсальную аккумуляторную батарею ёмкостью 42,6 кВт∙ч. Этот аккумулятор был специально спроектирован для современных нужд городского и коммерческого электротранспорта, что открывает новые возможности для устойчивого передвижения в городах.
Современные технологии для транспорта будущего
Выпуск этих батарей планируется наладить на новой гигафабрике, которую сейчас возводят под Неманом в Калининградской области. Именно здесь, на современном высокотехнологичном предприятии, ежегодно будет производиться до 4 ГВт∙ч аккумуляторов. Такой объём позволит полностью оснастить до 50 тысяч электромобилей литий-ионными батареями собственного производства, поддержав отечественную экономику и экологию.
Вклад в чистое завтра
Инициатива «Росатома» является серьёзным вкладом в развитие инновационных транспортных решений, направленных на снижение выбросов и улучшение качества городской среды. Разработка универсальной батареи расширяет перспективы использования электротранспорта в самых разных сферах – от пассажирских автобусов до коммерческих автомобилей. Внедрение передовых российских технологий гарантирует стабильное развитие этого направления, а также участие России в мировых экологических трендах.
Источник: biz.cnews.ru






